15-17 февраля в г. Казань состоялся Международный Конгресс практиков инклюзивного образования, приуроченный к 20-летию обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в Университете управления "ТИСБИ". Мероприятие проводилось Университетом управления «ТИСБИ» при содействии Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО, Комитета по образованию Государственной Думы РФ, Министерства образования и науки РФ, Института коррекционной педагогики РАО, Федерального института развития образования, Министерства образования и науки РТ и Республиканского межвузовского центра по работе с лицами с ОВЗ. Конгресс объединил свыше 250-ти ученых, педагогов, дефектологов, психологов, представителей общественных организаций, людей с ОВЗ из 28 городов России, также из зарубежья: Великобритании, Германии, США, Франции. В их числе была и ст.преподаватель кафедры коррекционной педагогики нашего факультета Федотова Анастасия Евгеньевна.
На пленарном заседании прозвучало видеообращение заместителя министра образования и науки России Вениамина Каганова , который сделал акцент на новых образовательных стандартах для детей с инвалидностью и на создании условий для совершенствования базы. Тему инклюзии продолжил министр образования и науки РТ Энгель Фаттахов : «Важное внимание в обучении людей с ограниченными возможностями здоровья уделяется учителям и их профессиональной подготовке. За два последних года 1112 педагогов общеобразовательных школ РТ прошли обучение и курсовую подготовку по вопросам инклюзивного образования. Хотел бы выразить благодарность Университету управления «ТИСБИ» за развитие инклюзивного образования в нашей республике». Стоит отметить, что за 20 лет в «ТИСБИ» профессиональное образование получило более 600 человек с ОВЗ, на данный момент в вузе учится 132 студента-инвалида, из них 70 – на очной форме обучения.
Энгель Фаттахов обозначил тенденции отношения общества к проблеме: «Степень зрелости любого общества оценивается, прежде всего, отношением к незащищенным слоям населения – детям, старикам и людям с ограниченными возможностями здоровья. Проведение данного международного Конгресса свидетельствует о том, что наше общество становится зрелым, несмотря на все трудности. Сегодня мы все чаще говорим о развитии инклюзивного образования, понимая, что оно поможет открыть неограниченные возможности получения образования». Министр отметил, что сегодня перед современной школой стоит задача полной инклюзии, когда ребенок-инвалид обучается совместно со сверстником. Для решения этой задачи в республике с 2012 года активно проводятся мероприятия по реализации государственной программы «Доступная среда». Сегодня создана адаптированная среда в 300 школах, что составляет 20 процентов от их общего числа.
Также о программе «Доступная среда» рассказала министр труда, занятости и социальной защиты РТ Эльмира Зарипова . Она обратилась к вопросам организации безбарьерной среды, которая касается трети населения республики, и проинформировала, что в целях обеспечения организации людей с ОВЗ создан Совет по делам инвалидов в РТ при Президенте РТ Рустама Минниханова.
Идею создания в России специальных ресурсных центров в области профессионального инклюзивного образования описал первый заместитель председателя Комитета по образованию Госдумы РФ Олег Смолин . «Мы придерживаемся мнения, что инклюзивное и коррекционное образование должны сосуществовать вместе. Коррекционные учебные заведения могли бы стать ресурсными центрами инклюзивного образования, потому что там есть подготовленные педагоги. И одно из ключевых направлений таких центров – это наш человеческий потенциал. К счастью, у нас есть много талантливых специалистов из числа людей с инвалидностью».
Ответственный секретарь Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО Григорий Орджоникидзе отметил, что на прошедшей сессии Генеральной Ассамблеи ООН одна из тем была посвящена качеству образования, и поддержка инклюзии как формы доступного образования вне зависимости от ограничений по статусу или здоровью – одна из первостепенных задач ЮНЕСКО.
Как было отмечено на пленарном заседании, участники Конгресса обсудят методики и технологии отечественных и зарубежных моделей инклюзивного образования, обменяются опытом работы по интеграции детей с различной нозологией на всех уровнях образования, по сопровождению инвалидов в инклюзивном образовании, тьюторской поддержки. Значимость практической стороны Конгресса подчеркнула ректор Университета управления «ТИСБИ» Нэлла Прусс : «На Конгрессе мы стараемся уделять больше внимания мастер-классам, их проводят люди с высокой квалификацией».
О 20-летнем вкладе Университета управления «ТИСБИ» в развитие инклюзивного образования рассказала заместитель председателя Госсовета РТ Римма Ратникова : «Я всегда с огромным удовольствием участвую в мероприятиях Университета управления «ТИСБИ». Они отличаются особой теплотой, направленностью на то, чтобы помогать людям. 20 лет назад была начата эта работа. Если вспомнить, в каком состоянии была тогда Россия, был кризис… Мы говорили о том, что нужно принимать законы по этой тематике, создавать программы и начинать масштабную работу. И вы с этим справились. Вы реализовали много проектов и являетесь федеральной инновационной площадкой по инклюзивному образованию».
Впечатлениями о выступлениях поделился академик РАО, и.о. директора ФГБНУ ИКП РАО Николай Малофеев : «Республика Татарстан накопила богатый опыт инклюзивного образования, и цифры, которые были сегодня представлены – впечатляют. И Университет управления «ТИСБИ» по праву входит в число отечественных лидеров инклюзивного образования. За два десятилетия целенаправленной деятельности университет не только освоил подходы, методы, технологии обучения детей, но и стал модельным учреждением. Я уверен, что нам удастся достичь поставленных целей – систематизировать результаты научных изысканий практического и зарубежного опыта инклюзивного образования».
Координатор методической подготовки школ Ори Каунти (Южная Королина, США) Сай Гилберт описал вспомогательные технологии в инклюзивном образовании и их преимущества: «Технологии могут стать отличными помощниками для лиц с ограниченными возможностями здоровья. К примеру, благодаря портативному синтезатору речи студент может задавать и отвечать на вопросы в обычном режиме, тогда как ранее для этого создавались отдельные классы с сурдопереводчиком. Также среди преимуществ можно отметить вовлечение студентов в активное обучение, повышение самооценки, увеличение производительности и улучшение качества жизни».
В рамках Конгресса также прошло выездное заседание Экспертного совета по коррекционному и инклюзивному образованию Комиссии по образования Госдумы РФ, а также Гала-концерт III Республиканского творческого фестиваля студентов с ограниченными возможностями здоровья вузов Татарстана с участием студентов Института современного искусства (Москва).
16-17 февраля Конгресс продолжился мастер-классами, дискуссиями и круглыми столами. 16 февраля работа велась в 12-ти секциях: «Открытое заседание Международной кафедры ЮНЕСКО», «Адаптивные образовательные программы для лиц с ОВЗ: ученик – учитель – учебник», «Использование ИКТ в инклюзивном образовании. Отечественный и зарубежный опыт», «Театр и люди с особенностями развития: инсайт» и других. В третий день Конгресса работа выстроилась в формате круглых столов и психологической мастерской по формированию готовности педагогических кадров для работы с детьми с ОВЗ. В ходе работы секции «Использование ИКТ в инклюзивном образовании. Отечественный и зарубежный опыт» были затронуты проблемы внедрения вспомогательных технологий в инклюзивное образование. Один из участников Конгресса менеджер компании «Ablenet» Пол Томсон (Великобритания) рассказал слушателям, с чего начать обучение основ компьютерной грамотности и какие существуют ранние стадии использования вспомогательных технологий. Презентуя свою программу, спикер обозначил начальную точку внедрения вспомогательных технологий в общение. «Как только мы разработали причину и следствие и движемся по плану, для нас открывается целый мир вспомогательных технологий! А это позволяет играть, читать, помогать родителям, работать в команде, учиться. И общение становится легким, как алфавит». Далее Пол Томсон наглядно продемонстрировал, как использовать современные гаджеты, обрабатывать и выводить информацию. Участники также активно обсудили вопрос доступа к компьютеру для людей с ОВЗ. Координатор по вопросам методической подготовки школ округа Орри Сай Гилберт (г.Конвэй, штат Южная Каролина, США) подробно описал инструкцию использования персонального компьютера. А преподаватель Нижнетагильского техникума информационных технологий, сервиса и предпринимательства «Самородок» С.А. Брызгалов обратил внимание аудитории на коммуникационные возможности системы TO-STUDY в процессе обучения. Особый интерес вызвал мастер-класс с участием режиссера интегрированного театра-студии «Круг» Андрея Афонина (г.Москва), также параллельно прошли круглые столы и дискуссионные клубы в формате open space. На дискуссии, посвященной перспективам партнераства PEN-Russia, прошло обсуждение методик и информационных технологий, разработки адаптационных инструментов, электронного учебно-методического обеспечения для дистанционного и электронного обучения лиц с различными нозологиями. На круглом столе «Высшее образование лиц с ОВЗ» Республиканского межвузовского центра по работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья рассказали об опыте взаимодействия вузов Республики Татарстан, России и зарубежья.
Конгресс завершился обсуждением итогов и принятием Резолюции.
По материалам Пресс-службы Университета управления "ТИСБИ"
Фото - А.Е. Федотова