С 12 по 13 июня 2022 г. в рамках реализации направлений работы федеральной инновационной площадки «Комплексное научно-методическое сопровождение профессионально-личностного развития молодых педагогов системы дошкольного   образования   в   условиях   цифровизации   образования», член рабочей группы проекта, доцент Т. Н. Семенова в качестве распространения методических рекомендаций по ознакомлению с народными сказками младших школьников с расстройствами интеллектуального развития приняла заочное участие в международной научной конференции «Наука, техника и инновационные технологии в эпоху могущества и счастья» (Академия наук, г. Ашхабад, Туркменистан; секция «Гуманитарные науки»). В докладе отражены основные особенности ознакомления обучающихся с интеллектуальной недостаточностью с текстами художественных и фольклорных произведений. К ним относятся: предварительная словарная работа с устаревшей или малознакомой лексикой, с переносным значением некоторых выражений; разбивка сложных предложений на более простые, более углубленная и конкретная работа над подтекстом; смысловые паузы, логические ударения, выразительные интонации, мимика и жесты, замедление темпа рассказывания; инсценировка текста сказки с помощью картинок и игрушек; непосредственное общение «глаза в глаза» педагога с ребенком, активизация его внимания; наглядная литературная опора и др. Иногда требуется более развернутое, чем в тексте, изложение сказки с объяснением отдельных эпизодов: дефектолог осуществляет за умственно отсталого ребенка значительную часть деятельности по анализу текста. Тем самым на долю обучающего остается только синтез, и он словно по готовым следам наводящих вопросов приходит к правильному выводу и усваивает нравственный урок народной сказки.  

 

Т.Н. Семенова