23 ноября 2020 г. студенты 2-го курса профиля подготовки бакалавров «Дошкольная дефектология» посетили детский развивающий центр «Крутяшка Лама» и Монтессори-класс «Мамина школа». Организаторами данной встречи стали преподаватели кафедры возрастной, педагогической и специальной психологии Э. А. Баранова, И. В. Илларионова и А. Р. Мустафина.
Студентов радушно встретила руководитель центра Соснина Екатерина Александровна, выпускница факультета дошкольной и коррекционной педагогики и психологии по специальности «Специальная дошкольная педагогика и психология» (2016 г.), а ныне специалист раннего развития, дефектолог (олигофренопедагог), специалист по запуску речи. Она рассказала о пути своего профессионального становления, начиная от педагога детского сада до руководителя центра; ознакомила студентов с основными направлениями деятельности центра; остановилась на содержании и процессе организации занятий с детьми разного возраста и дошкольного возраста, развивающихся в норме и имеющих нарушения в развитии, такие как ДЦП, РАС, СДВГ, ЗПР, ЗРР, синдром Дауна и другие. Особое внимание Екатерина Александровна обратила на создание развивающей среды, использование специальных игр и пособий, познакомила с авторскими пособиями и методиками, внедряемыми в работу с детьми с аутизмом. Отметила важность сенсорного развития детей, имеющих нарушения в развитии. Применяемые ею игровые методы и приемы в работе с детьми не только гарантируют достижение ребенком конкретного результата, но и обучают детей чувствовать, познавать мир на основе приобретаемого индивидуального опыта, пробуждают в детях индивидуальный интерес к занятиям, формирует увлеченность познавательной деятельностью и возможность учиться.
Особый интерес у студентов вызвала работа и организация Монтессори-класса. Екатерина Александровна реализует в работе основные идеи и принципы педагогической системы Марии Монтессори: самостоятельность, свобода в установленных границах, естественное психологическое, физическое и социальное развитие ребенка. В основе работы – развитие моторики и сенсорного восприятия с помощью «монтессори-материалов». Это всевозможные развивающие игрушки, предметы из бытового обихода, дощечки, таблички, предметы со шнуровкой или застежками и т.д. Для занятий с детьми создана определенная развивающая среда: зона сенсорного воспитания (предназначена для развития и уточнения восприятия органов чувств, изучения величин, размеров, форм; математическая зона (для понимания порядкового счета, цифр, состава числа, умножения, вычитания и т.д.); зона родного языка для расширения словарного запаса, знакомства с буквами, фонетикой, понимания состава слов и их написания); зона Космоса (предназначена для знакомства с окружающим миром и значением роли человека в нем, для усвоения ботаники, географии, астрономии и т.д.).
Посещение детского развивающего центра вызвало у студентов интерес и оставило положительные впечатления: студенты внимательно слушали рассказ руководителя центра; с удовольствием рассматривали игрушки, методические и дидактические материалы; задавали разнообразные вопросы, относящиеся как к сфере образовательной, развивающей и коррекционной деятельности, так и к сфере юридического и финансового сопровождения деятельности центра. Как можно организовать подобный центр? Насколько велики оказались финансовые вложения? Насколько быстро можно ожидать окупаемости этих вложений?
Знакомство с деятельностью детского развивающего центра помогло студентам осознать значимость профессиональной деятельности педагога-дефектолога, важность подготовки по тому профилю, на который они поступили, понять, что возможности применения их профессиональных умений и навыков очень велики – по завершении обучения они смогут работать в дошкольных и школьных образовательных учреждениях, стать сотрудниками детских центров и даже самостоятельно создать такой центр.
И.В. Илларионова