Факультет
Список преподавателей
- Подробности
ПАРФЕНОВА ОЛЬГА ВАСИЛЬЕВНА
Кандидат педагогических наук, доцент.
Окончила Чебоксарское педагогическое училище, факультет начальных классов по специальности «Педагогика и психология (дошкольная)», аспирантуру и докторантуру при кафедре педагогики ЧГПУ им. И. Я. Яковлева.
Общий стаж работы 28 лет, в вузе – 23 года.
Преподает базовые курсы «Основы педагогического мастерства», «История педагогики образования», «Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования», «Педагогическая имиджелогия» и др. Научные интересы связаны с изучением эволюции дошкольного воспитания в Чувашии в конкретных социокультурных условиях, с проблемами формирования профессиональной компетентности у будущих педагогов дошкольного образования.
Проект «Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот в Чувашии: история и перспективы» (11-16-21006а/В) был поддержан и профинансирован Российским гуманитарным научным фондом.
В 2013 году прошла дистанционное обучение по программам повышения квалификации: «Разработка электронных образовательных ресурсов», «Создание электронных учебников».
Награды: Почетная грамота Министерства образования Чувашской Республики; нагрудный знак «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации».
Сочинения: Становление и развитие дошкольного воспитания в Чувашии (XIX – начало XX вв.): автореф. дис…канд. пед. наук. – Чебоксары, 1998; История дошкольного воспитания в Чувашии (XIX – начало XX вв.): учебное пособие. – Чебоксары, 2000; Очерки истории дошкольного воспитания в Чувашии: монография. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2003; Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот в Чувашии: история и перспективы: монография. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2011. – 83 с.
НИКОНОРОВ ВАЛЕРЬЯН ТЕРЕНТЬЕВИЧ
Кандидат педагогических наук, доцент
Окончил факультет физического воспитания ЧГПИ им. И. Я. Яковлева. Преподает базовый курс «Физическая культура». Главное направление научных интересов – формирование школы мяча в физическом воспитании детей в дошкольном образовательном учреждении.
Награды: Почетные грамоты Министерства образования Чувашской Республики, Министерства образования Российской Федерации.
Сочинения: Педагогические условия формирования школы мяча в физическом воспитании детей 6–7 лет: автореф. дис. …канд. пед. наук. – Чебоксары, 2008; Настольная книга для родителей по физическому воспитанию детей от рождения до 7 лет: учебное пособие. – Чебоксары, 2008; Формирование школы мяча: учебно- методическое пособие. – Чебоксары, 2010; Физическая культура: учебное пособие: специальность 100110 «Домоведение». – Чебоксары, 2011; Обучение плаванию детей дошкольного возраста. – Чебоксары, 2012; Физическая культура: учебно-методическое пособие. – Чебоксары, 2012;
опубликовано более 50 статей.
Литература: кандидатура Никонорова В. Т. внесена в биографическую энциклопедию успешных людей России «Who is who в России» 6 выпуск 2012 г. (стр. 1695). Ученые Чувашского государственного педагогического университета имени И. Я. Яковлева. – Чебоксары, 2010. – С. 291.
БУРЦЕВА ЕВГЕНИЯ ВАЛЕНТИНОВНА
Кандидат педагогических наук, доцент.
С отличием завершила учебу в Сибирском государственном университете физической культуры и спорта по специальности «Физическая культура и спорт», квалификация «Специалист по физической культуре и спорту». За время обучения в вузе являлась стипендиатом Министерства образования и науки РФ, Губернатора Омской области. С 2004 по 2008 гг. обучалась в аспирантуре университета на очном отделении по специальности: 13.00.04 «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, адаптивной и оздоровительной физической культуры».
Бурцева Е. В. ведет практический курс по дисциплине «Физическая культура» и теоретический спец. курс «Философские проблемы здоровья». Научные интересы связаны с проблемами развития координации движений в процессе занятий избранным видом спорта.
За время работы в вузе Бурцевой Е. В. опубликовано 69 научных работ (в т.ч. 5 статей в изданиях, рекомендованных ВАК РФ), издано 2 монографии и 3 учебно-методических пособия. В качестве докладчика принимает активное участие в вузовских, региональных, всероссийских и международных научно-практических конференциях.
За период работы неоднократно была удостоена благодарственными письмами Мэра г. Омска, департамента по делам молодежи, физической культуры и спорта Администрации города Омска.
НИКОЛАЕВА АНАСТАСИЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА
Преподаватель кафедры дошкольной педагогики, специалист по учебно-методической работе
Окончила Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева по специальности «Дошкольная педагогика и психология» с дополнительной специальностью «Педагогика и методика дошкольного образования», с 2011 года обучается в аспирантуре ЧГПУ им. И. Я. Яковлева по специальности 13.00.08 – «Теория и методика профессионального образования».
Преподает базовые курсы: «Дошкольная педагогика», «Педагогический практикум», «Инновационное развитие дошкольного образования». Научные интересы связаны с исследованием готовности будущих педагогов к тьюторскому сопровождению процесса подготовки детей к школе.
Награды: Специальная стипендия для представителей молодежи и студентов за особую творческую устремленность (Распоряжение Президента Чувашской Республики от 29 декабря 2011 года № 237-pn); Почетная грамота ФГБОУ ВПО «ЧГПУ им. И. Я. Яковлева».
Николаева А. В. автор около 20 научных трудов по проблемам дошкольного образования. В качестве докладчика принимает активное участие в вузовских, республиканских, всероссийских и международных научно-практических конференциях.
Гордость факультета
- Подробности
1994
Педагогика и психология (дошкольная)
Игнатьева Светлана Анатольевна
Филиппова Фаина Ивановна
1996
Педагогика и психология (дошкольная)
Давыдова (Волкова) Татьяна Юрьевна
Кузьмина Алла Валерьевна
1997
Педагогика и психология (дошкольная)
Александрова Наталья Михайловна
Козыркина Ольга Альбертовна
Ксенофонтова (Рыбакова) Марина Валерьевна
Никифорова Анжелика Владимировна
Никонова Светлана Ивановна
Прокопьева Наталия Варсонофьевна
1999
Педагогика и методика дошкольного образования
Александрова Татьяна Владимировна
Алексеева Надежда Александровна
Алексеева Ольга Юрьевна
Захарова Ольга Сергеевна
Ивукова Ирина Анатольевна
Косякова Елена Николаевна
Крамская Наталья Ивановна
Петрович Ирина Васильевна
Саевич Елена Вадимовна
Скворцова Марина Евгеньевна
Федотова (Ефимова) Ольга Ивановна
Кадикова (Королева) Татьяна Николаевна
Михайлова Светлана Георгиевна
2000
Дошкольная педагогика и психология
Геронтьева Татьяна Валерьевна
Ильина Татьяна Васильевна
Миронова (Морозова) Наталья Александровна
Шабашова Ольга Владимировна
2001
Педагогика и методика дошкольного образования
Беднякова Татьяна Петровна
Захарова Наталья Валентиновна
Иванова (Алексеева) Анна Владимировна
Огородникова Ольга Вячеславовна
Дошкольная педагогика и психология
Андриевская Анастасия Федоровна
Варламова Елена Юрьевна
Гордеева Елена Леонидовна
Данилкина Елена Геннадьевна
Екимова Елена Александровна
Илларионова Инна Валерьевна
Кузнецова Анна Юрьевна
Милованова Ирина Михайловна
Мустафина Анна Робертовна
Наумова Лариса Леонидовна
Родякина Ольга Владимировна
Серикова Ольга Николаевна
Соловьева Мария Николаевна
Шмелева Елена Владимировна
2002
Дошкольная педагогика и психология
Илядярова Елена Борисовна
Степанова Марина Валерьевна
Тарасова (Петрова) Наталья Анатольевна
Фахретдинова Гульнара Ренатовна
Педагогика и методика дошкольного образования
Горелова (Васильева) Елена Юрьевна
Давыдова (Ботникова) Виктория Валерьевна
Прокопьева (Константинова) Оксана Валерьевна
2003
Дошкольная педагогика и психология
Алексеева Наталья Васильевна
Баронова Надежда Владимировна
Владимирова Алена Сергеевна
Евлогиева Ирина Петровна
Иванова Екатерина Игоревна
Миронова Алена Николаевна
Николаева Екатерина Григорьевна
Паратская Светлана Геннадьевна
Петрова Лариса Александровна
Трубицына Татьяна Геннадьевна
Константинова Ирина Владимировна
Коррекционная педагогика и специальная психология (дошкольная)
Васильева Елена Иоакимовна
Гаврилова (Петрова) Татьяна Николаевна
Дербенева Екатерина Вадимовна
Иванова (Егорова) Ирина Николаевна
Иванова Роза Вячеславовна
Козлова (Артюшкина) Марина Ивановна
Лапшин Михаил Александрович
Матвеева Евгения Анатольевна
Олангина Татьяна Николаевна
Сергеева Ирина Вячеславовна
Терентьева Наталья Юрьевна
Федотова Анастасия Евгеньевна
Григорьева (Фролова) Ольга Викторовна
Харитонова Евгения Александровна
Христофорова Татьяна Владимировна
Педагогика и методика дошкольного образования
Аброськина (Сергеева) Елена Владимировна
Васильева Анна Калистратовна
Кузнецова Татьяна Михайловна
Сидельникова Ольга Владимировна
Уржа Елена Алексеевна
Фомичева Мария Николаевна
Серебрякова Элла Александровна
2004
Дошкольная педагогика и психология
Яковлева Оксана Владиславовна
Антонова Анжелика Александровна
Коррекционная педагогика и специальная психология (дошкольная)
Агафонова Татьяна Владиславовна
Виноградова Варвара Михайловна
Иванова Алина-Юрьевна
Иванова Елена Александровна
Илларионова Анна Валерьевна
Ильичева Екатерина Николаевна
Козлова Мария Владимировна
Кончулизова (Павлович) Вера Евгеньевна
Морозова Евгения Сергеевна
Николаева Кристина Геннадьевна
Осипова Лиина Александровна
Павлова Екатерина Витальевна
Рябова Екатерина Витальевна
Семенова Мария Рюриковна
Сергеева Валентина Валерьевна
Иванова Светлана Васильевна
Масленникова Татьяна Витальевна
Симурзина Наталья Геннадьевна
Филимонова Ольга Геральдовна
Хаванева Елена Ивановна
Чернова Ольга Владимировна
Педагогика и методика дошкольного образования
Иванова (Захарова) Надежда Владимировна
Когырева Вероника Федоровна
Антонова Лиана Григорьевна
Казакова Надежда Константиновна
Михайлова Маргарита Валентиновна
Уткина Лилия Ивановна
2005
Педагогика и методика дошкольного образования
Семенова Татьяна Вячеславовна
Коррекционная педагогика и специальная психология (дошкольная)
Леончик Елена Владимировна
Дошкольная педагогика и психология
Алексеева Анна Александровна
Романова Ольга Викторовна
Таланцева (Димитриева) Ольга Николаевна
Специальная дошкольная педагогика и психология
Алексеев Михаил Николаевич
Базарова (Порфирьева) Надежда Анатольевна
Евдокимова Светлана Станиславовна
Иванова Людмила Ильинична
Калимуллина Диляра Ильгизовна
Кошкина Наталья Александровна
Кроткова Ольга Владимировна
Майорова (Яковлева) Татьяна Александровна
Моисеева Анастасия Евгеньевна
Николаева Алена Юрьевна
Сергеева Наталия Александровна
Тарасова Александра Николаевна
Федорова Елена Владимировна
Шихмачева Ксения Владимировна
2006
Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью "Иностранный язык"
Капитонова Екатерина Александровна
Молоствова Елена Александровна
Селинова Ирина Владимировна
Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью "Родной язык и литература"
Степанова Анастасия Владимировна
Специальная дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью "Логопедия"
Афанасьева Александра Николаевна
Ванеева Людмила Леонидовна
Васильева Арина Владимировна
Краснова Татьяна Владимировна
Лобаева Наталия Сергеевна
Михайлова Наталья Валерьевна
Руссина Анна Михайловна
Сыряева Яна Юрьевна
Федорова Наталья Станиславовна
Специальная психология с дополнительной специальностью "Олигофренопедагогика"
Герасимова Марина Владимировна
Фунехина Надежда Ивановна
Кашихина Наталия Николаевна
Терентьева Екатерина Вячеславовна
Уркина Наталья Михайловна
Финогенова Мария Евгеньевна
2007
Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью "Иностранный язык"
Васильева Наталия Сергеевна
Макалова Анна Алексеевна
Осипова Ольга Николаевна
Теренина Нина Владимировна
Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью "Родной язык и литература"
Алитина Ирина Вадимовна
Иванова Евгения Петровна
Специальная дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью "Логопедия"
Гусева Мария Сергеевна
Кукса Оксана Николаевна
Левьева Анастасия Сергеевна
Павлович Ксения Евгеньевна
Семенова Татьяна Сергеевна
Смелова Наталья Николаевна
Калапова Анна Константиновна
Специальная психология с дополнительной специальностью "Олигофренопедагогика"
Абрикосова Мария Алексеевна
Еремеева Лия Ринатовна
Иванова Полина Анатольевна
Илларионова Ксения Евгеньевна
Моргунова Наталья Александровна
2008
Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью "Иностранный язык"
Васякова Анжелика Дмитриевна
Купирова Гюзель Ризовна
Колесниченко Елена Викторовна
Прохорова Ольга Николаевна
Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью "Родной язык и литература"
Быкова Ирина Александровна
Качанова Оксана Валерьевна
Смирнова Екатерина Евгеньевна
Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью
"Педагогика и методика дошкольного образования"
Алексеева Татьяна Григорьевна
Бякова Ирина Георгиевна
Жестина Надежда Николаевна
Одинокова Алена Николаевна
Павлова Зинаида Николаевна
Тапинова Татьяна Геннадьевна
Удалова Елена Владимировна
Специальная дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью "Логопедия"
Булгар Анастасия Сергеевна
Владимирова Светлана Борисовна
Идиатуллина Зульфия Небиулловна
Ильина Ольга Петровна
Крылова Екатерина Александровна – платный прием
Кудряшова Анастасия Геннадьевна – платный прием
Матрёнин Андрей Петрович – платный прием
Михайлова Маргарита Петровна – платный прием
Петрова Ирина Станиславовна
Петрова Любовь Леонтьевна
Сергеева Алла Александровна – платный прием
Сергеева Екатерина Владимировна
Сумкова Мария Руслановна
Тихонова Татьяна Вячеславовна – платный прием
Фахертдинова Гульназ Гарефетдиновна
Яковлева Наталия Вячеславовна
Специальная психология с дополнительной специальностью "Олигофренопедагогика"
Алексеева Валентина Николаевна – платный прием
Алексеева Екатерина Валериевна
Евдокимов Александр Станиславович
Кандишкина Анастасия Васильевна
Уряднова Ольга Михайловна
2009
Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью "Иностранный язык"
Васильева Надежда Владимировна
Кузьмина Ольга Валерьевна
Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью "Педагогика и методика дошкольного образования"
Волкова Анастасия Вячеславовна
Григорьева Екатерина Валерьевна
Григорьева Ксения Владиславовна
Крылова Юлия Владимировна – платный прием
Порфирьева Татьяна Анатольевна – платный прием
Сергеева Анна Александровна
Специальная дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью "Логопедия"
Ипатьева Ирина Владиславовна
Карзакова Ольга Николаевна
Колганова Ирина Николаевна – платный прием
Ларионова Оксана Александровна
Милицкова Татьяна Александровна – платный прием
Петрова Людмила Николаевна
Сидоров Иван Анатольевич
Специальная психология с дополнительной специальностью "Олигофренопедагогика"
Иванова Евгения Александровна
Логушева Татьяна Германовна
Малова Анна Вячеславовна
Матрёнина Тина Андреевна
Петрова Татьяна Михайловна
Соколова Людмила Владимировна
Яковлева Марьяна Владимировна
Ярабаева Наталья Юрьевна
2010
«Дошкольная педагогика и психология» с дополнительной специальностью «Иностранный язык»
Стальченко Анастасию Викторовну
«Дошкольная педагогика и психология» с дополнительной специальностью «Родной язык и литература»
Белова Алита Олеговна
Захарова Людмила Анатольевна
Иванова Елена Валерьевна
Смирнова Елена Евгеньевна
«Дошкольная педагогика и психология» с дополнительной специальностью «Педагогика и методика дошкольного образования»
Анисимова Ольга Леонидовна
Гаврилова Елизавета Николаевна
Искоскина Елена Евгеньевна
Матюкова Дина Анатольевна
Николаева Евгения Михайловна
Секаева Екатерина Васильевна
«Специальная дошкольная педагогика и психология» с дополнительной специальностью «Логопедия»
Васильева Надежда Юрьевна
Дмитриева Ксения Юрьевна – платный прием
Евсеева Екатерина Евгеньевна
Иванова Татьяна Анатольевна
Коршунова Елена Вячеславовна
Кузнецова Анна Вениаминовна
Михайлова Екатерина Ивановна
Михайлова Кира Петровна
Мойса Анастасия Сергеевна
Орешина Марина Егоровна
Петрова Анна Анатольевна
Тихомирова Оксана Витальевна
Фёдорова Анастасия Константиновна
«Специальная психология» с дополнительной специальностью «Олигофренопедагогика»
Григорьева Надежда Владимировна
Давыдова Екатерина Викторовна
Романова Татьяна Сергеевна
Шурбина Анастасия Георгиевна
2011
«Дошкольная педагогика и психология» с дополнительной специальностью «Педагогика и методика дошкольного образования»
Гурьянова Надежда Евгеньевна
Миронова Марина Алексеевна
Портнова Екатерина Владимировна
Сорокина Татьяна Александровна
Филиппова Ольга Николаевна
Хлебникова Марина Владимировна
«Специальная дошкольная педагогика и психология» с дополнительной спе-циальностью «Логопедия»
Воронина Полина Евгеньевна
Дмитриева Любовь Валериевна
Иванова Надежда Александровна
Кириллова Ирина Николаевна
Краснова Алевтина Петровна
Столярова Елена Владиславовна
«Специальная психология» с дополнительной специальностью «Олигофренопедагогика»
Григорьева Анна Владимировна
Пантелеймонова Анна Сергеевна
Петрова Елена Сергеевна
Степанова Алиса Вениаминовна
Тимукова Анастасия Александровна
Фомина Ирина Сергеевна
2012
«Дошкольная педагогика и психология» с дополнительной специальностью «Педагогика и методика дошкольного образования»
Баландина Татьяна Алексеевна
Бульбова Полина Валерьевна
Николаева Валентина Ивановна
Сечина Екатерина Олеговна
Филиппова Наталия Владимировна
Царегородцева Елена Вячеславовна
Шурнеева Елена Вячеславовна
«Специальная дошкольная педагогика и психология» с дополнительной специальностью «Логопедия»
Алексеева Алёна Вячеславовна
Гордеева Татьяна Андреевна
Маркова Анастасия Валерьевна
Наумова Елена Петровна
Смирнова Елена Николаевна
Шуваева Ольга Александровна
«Специальная психология» с дополнительной специальностью «Олигофренопедагогика»
Блинова Татьяна Юрьевна
Велиев Артём Рафикович
Колодкина Юлия Сергеевна
Тургай Сильби Валерьевна
«Домоведение»
Афанасьева Светлана Геннадьевна
Скворцова Ирина Валерьевна
2013
«Дошкольная педагогика и психология» с дополнительной специальностью
«Педагогика и методика дошкольного образования»
Захарова Татьяна Юрьевна
Кольцова Виктория Сергеевна
Мясникова Марина Александровна
Назарова Татьяна Юрьевна
Семёнова Татьяна Радиславна
Царыгина Ирина Евгеньевна
«Специальная дошкольная педагогика и психология» с дополнительной специальностью «Логопедия»
Алексеева Анна Александровна
Григорьева Диана Николаевна
Димитриева Анастасия Алексеевна
Петрова Ольга Владимировна
Фёдорова Анна Николаевна
Яковлева Раиса Николаевна
Ярухина Оксана Валериевна
«Специальная психология» с дополнительной специальностью «Олигофренопедагогика»
Зайцева Екатерина Валерьевна
Кириллова Полина Валентиновна
Мерлушкина Ирина Юрьевна
Михайлова Людмила Александровна
Романова Анастасия Юрьевна
Яковлева Алена Вячеславовна
«Домоведение»
Давыдова Роза Александровна
Захарова Анастасия Олеговна
Иванова Анна Валерьевна
Михайлова Марина Алексеевна
Романова Анна Николаевна
Скворцова Римма Викентьевна
2014
«Дошкольная педагогика и психология» с доп. спец. «Педагогика и методика дошкольного образования»
Васильева Марина Сергеевна
Михайлова Анастасия Владимировна
Степанова Кристина Робертовна
Чернова Алёна Николаевна
Основные вехи становления факультета
- Подробности
1984 г. – по инициативе главного специалиста по дошкольному воспитанию Министерства просвещения республики Р. Б. Кузьминой на базе факультета педагогики и методики начального обучения открыто заочное отделение специальности «Педагогика и психология (дошкольная)» - срок обучения 5 лет. Декан факультета - кандидат педагогических наук, доцент Д. Е. Егоров.
1985 г. – для лиц, имеющих базовое среднее профессиональное (дошкольное) образование по этой же специальности был разработан и внедрен в практику новый учебный план с сокращенным сроком обучения 4 года.
1987 г. –открыта выпускающая кафедра педагогики и методики дошкольного воспитания под руководством кандидата педагогических наук, доцента М. И. Вайберт. Первыми преподавателями кафедры стали молодые специалисты – выпускники Марийского (И. Л. Зачесова, К. Г. Андреева) и Ульяновского (Л. Г. Васильева) пединститутов. К работе на кафедре привлекались ведущие преподаватели Чебоксарского педагогического училища: О. В. Драгунова, Н. В. Кондратенко, Э. И. Кубарева, Н. И. Лещина, Г. И. Михайлова, Э. С. Семенова и др.
1989 г. – состоялся первый выпуск студентов заочного отделения по специальности «Педагогика и психология (дошкольная)» – 161 специалист.
1990 г. – с учетом этнокультурной среды региона был разработан новый учебный план и открыто чувашское отделение.
1990 г. – кафедра педагогики и методики дошкольного воспитания была преобразована в кафедру дошкольной педагогики и психологии. Зав. кафедрой была избрана кандидат педагогических наук, доцент О. В. Драгунова. В 1990-1993 гг. коллектив кафедры пополнился выпускниками Чувашского (М. В. Еремеева, Э. А. Баранова, О. В. Парфенова) и Марийского (С. Н. Султанова, М. А. Ватитова) пединститутов.
1994 г. – ректорат вышел с ходатайством в Министерство образования Российской Федерации об открытии очного отделения специальности «Дошкольная педагогика и психология».
1995 г. – состоялось открытие факультета дошкольной педагогики и психологии как самостоятельного структурного подразделения вуза. Первый декан – кандидат педагогических наук, доцент Г. П. Захарова. С учетом потребности республики в специалистах, подготовленных для работы в условиях вариативности программ дошкольного образования и в соответствии с законами Российской Федерации, Чувашской Республики «Об образовании», законом «О языках в Чувашской Республике» Г. П. Захарова разработала учебные планы сразу по двум педагогическим специальностям. Впервые в истории пединститута подготовка специалистов по специальности «Дошкольная педагогика и психология» стала осуществляться с дополнительной специальностью «Филология»: иностранный (английский) язык; родной (чувашский) язык и литература и специализацией «Детская практическая психология». На каждое из отделений было принято по 25 студентов.
1996 г. – состоялось совместное собрание коллектива факультета и коллектива дошкольного отделения Чебоксарского педагогического колледжа по разработке сопряженного учебного плана первой и второй ступеней высшего профессионального образования в соответствии с государственными образовательными стандартами специальности ВПО «Педагогика и методика дошкольного образования» и специальности СПО «Дошкольное воспитание». Был создан учебно-научно-педагогический комплекс, в который вошли факультет и педагогический колледж, результатом работы которого стало: разработка «сквозного» учебного плана; организационно-педагогическое и научно-методическое сопровождение учебно-воспитательного процесса подготовки студентов.
1997 г. – впервые в истории развития пединститута на факультете внедрена двухступенчатая модель подготовки студентов по новой специальности «Педагогика и методика дошкольного образования» со сроками обучения: 3 года в педколледже, 2 года (очно) и 4 года (заочно) на факультете. Это новшество имело и негативные для факультета последствия: 20 бюджетных мест из плана приема на I курс были переданы поступающим сразу на IV курс абитуриентам из педколледжа.
1997-1998 гг. – в соответствии с новым Классификатором направлений и специальностей и впервые введенными Государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования (далее ГОС ВПО) Г. П. Захарова вновь пролицензировала в Министерстве образования Российской Федерации специальность «Дошкольная педагогика и психология», а также успешно провела лицензионную экспертизу новой специальности «Педагогика и методика дошкольного образования».
Эти два года были особенно напряженными. Во-первых, реформы высшего педагогического образования требовали от руководства факультета обеспечения необходимых условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса – его содержательной, организационной, технологической и иных сторон. Во-вторых, формировавшаяся в России система непрерывного образования требовала практической реализации новой образовательной модели – многоуровневой подготовки специалистов. В-третьих, преобразования в системе дошкольного образования республики требовали открытия новых специальностей. В-четвертых, развитие факультета было невозможно без расширения учебно-лабораторной базы. Все эти объективные социокультурные условия нашли отражение в следующей деятельности руководства факультета.
Интерес абитуриентов к специальностям факультета из года в год рос. Конкурс на специальности факультета ежегодно являлся одним из самых высоких в пединституте. Потребность в педагогах дошкольного образования в городе и республике не снизилась. По данным Министерства образования, науки и высшей школы Чувашской Республики число детей, нуждающихся в коррекции здоровья и развития, увеличивалось, расширялась сеть специальных (коррекционных) дошкольных учреждений. Это актуализировало потребность в специалистах по коррекционной педагогике и специальной психологии, которые были востребованы не только образовательными, но и медицинскими учреждениями для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и для коррекционно-педагогической работы с семьей. В вузах республики подготовка таких специалистов до сих пор не осуществлялась.
1997 г. – декан факультета Г. П. Захарова успешно провела в Министерстве образования Российской Федерации лицензионную экспертизу новой специальности «Коррекционная педагогика и специальная психология (дошкольная)». Открытие этой специальности требовало развития на факультете специальной учебно-лабораторной базы и дополнительных учебных площадей для обеспечения образовательного процесса. Однако необходимого аудиторного фонда для организации учебного процесса в пединституте не имелось.
В связи с этим ректор Г. С. Сидоров и декан факультета Г. П. Захарова по решению ученого совета пединститута вышли с ходатайством в Чебоксарское городское собрание депутатов Чувашской Республики о передаче из муниципальной в федеральную собственность имущественного комплекса дошкольного образовательного учреждения № 171, которое уже три года не работало в связи с экономической и демографической ситуациями в стране в целом. Инициатива пединститута была поддержана Министерством образования, науки и высшей школы Чувашской Республики, главным специалистом по дошкольному воспитанию Р. Б. Кузьминой, начальником Управления образования администрации г. Чебоксары С. В. Капрановым, Межведомственной комиссией по рассмотрению вопросов использования объектов социальной инфраструктуры, находящихся и находившихся на балансе предприятий Чувашской республиканской собственности (председатель – министр по социальной политике В. П. Мидуков).
22 декабря 1997 г. Чебоксарское городское собрание депутатов Чувашской Республики (председатель – глава самоуправления г. Чебоксары А. А. Игумнов) приняло решение о безвозмездной передаче из муниципальной в федеральную собственность имущественного комплекса, расположенного по ул. Шумилова, д. 18а, для размещения факультета дошкольной педагогики и психологии.
20 марта 1998 г. факультет переехал в новое здание, которое стало учебным корпусом № 4 пединститута.
1998 г. – осуществлен прием студентов на очное отделение по специальности «Коррекционная педагогика и специальная психология (дошкольная)» со специализацией «Дошкольная логопедия».
1999 г. – состоялись первые выпуски студентов очного отделения специальности «Педагогика и методика дошкольного образования» с сокращенным сроком обучения (2 года) – 39 специалистов, заочного отделения (4 года) – 48 специалистов. В связи с введением в 2000 г. ГОС ВПО нового поколения по этой специальности, срок обучения на очном отделении увеличился до 3-х лет.
1999 г. – открыто заочное отделение специальности «Коррекционная педагогика и специальная психология (дошкольная)» со специализацией «Дошкольная логопедия». В связи с введением ГОС ВПО нового поколения в 2000 г. эта специальность получила новое название – «Специальная дошкольная педагогика и психология». Кафедру дошкольной педагогики и психологии возглавила кандидат педагогических наук, доцент О. В. Парфенова;
2000 г. – состоялся первый выпуск очного отделения специальности «Дошкольная педагогика и психология» с дополнительной специальностью «Филология»: иностранный (английский) язык; родной (чувашский) язык и литература и специализацией «Детская практическая психология» – 48 специалистов. Кафедра дошкольной педагогики и психологии была разделена на две кафедры - детской психологии (зав. кафедрой - кандидат психологических наук, доцент Э. А. Баранова) и дошкольной педагогики (зав. кафедрой - кандидат педагогических наук, доцент М. Ю. Дерябина);
2001 г. – с целью развития системы образования республики, расширения образовательных услуг для родителей и детей с ограниченными возможностями здоровья была открыта новая специальность «Специальная психология» (очная форма обучения) и принято 43 студента.
2002 г. – декан факультета Г. П. Захарова пролицензировала еще две новые специальности дефектологического профиля – «Логопедия» и «Олигофренопедагогика». На очном отделении в 2003 г. эти две специальности были совмещены с ранее открытыми специальностями дефектологического профиля – «Специальная дошкольная педагогика и психология» и «Специальная психология», а на заочном отделении открыта специальность «Логопедия».
2002 г. – факультет успешно прошел лицензионную и аттестационную экспертизу. Аттестационная комиссия Министерства образования Российской Федерации по итогам комплексной проверки, отметила, что разработанная на факультете концепция развития позволяет в перспективе создать научно-исследовательский институт дошкольного и специального образования. Приоритетные направления развития факультета: повышение качества подготовки специалистов; рост профессионального мастерства научно-педагогических кадров, их подготовка в ведущих научных центрах России; совершенствование научно-исследовательской деятельности; модернизация системы воспитательной работы.
2003 г. – факультет дошкольной педагогики и психологии был переименован в факультет дошкольной и коррекционной педагогики и психологии.
2003 г. - окрыта научно-исследовательская лаборатория педагогики и психологии детства
2003 г. – состоялся первый выпуск студентов очного отделения специальности «Коррекционная педагогика и специальная психология (дошкольная)» со специализацией «Дошкольная логопедия» – 43 специалиста, а в 2004 г. – первый выпуск заочного отделения – 19 специалистов.
Открыв две специальности дошкольного профиля и четыре специальности дефектологического профиля, руководство факультета моделировало из них профессиональные образовательные программы и учебные планы по смежным специальностям. В соответствии с потребностями социокультурного развития республики на факультете организована подготовка преподавателей дошкольной педагогики и психологии, организаторов-методистов дошкольного образования, специальных психологов, педагогов-дефектологов, учителей логопедов, учителей-олигофренопедагогов для работы в дошкольных и специальных (коррекционных) образовательных учреждениях разного вида, педагогических колледжах, профессиональных училищах, органах управления образованием, медико-психолого-педагогических центрах.
Параллельно с открытием специальностей ежегодно велась активная работа по лицензированию в УМО по специальностям педагогического образования специализаций по всем специальностям факультета в целях углубления профессиональной компетентности студентов и повышению их конкурентноспособности на рынке образовательных услуг. Всего пролицензировано 41 специализация. Наиболее востребованы специализации «Практическая психология и консультирование», «Техника сурдоперевода», «Дошкольная логопедия», «Организация и содержание работы психолого-медико-педагогических комиссий и консультаций».
2006 г. – декан факультета Г. П. Захарова успешно провела лицензионную экспертизу новой специальности «Домоведение» со специализациями «Домашнее воспитание», «Управление в жилищно-коммунальном хозяйстве». Открытие этой уникальной специальности обусловлено потребностью республики в менеджерах по организации, управлению и производственно-технологическому сопровождению сервисной деятельности в системе ЖКХ, предоставлению персональных услуг по сопровождению семейного бизнеса, корпоративного сервиса, производству и потреблению товаров и услуг.
2007 г. – осуществлен прием абитуриентов на новую специальность «Домоведение» со специализацией «Управление в жилищно-коммунальном хозяйстве». На платную основу обучения было принято 25 студентов очного отделения и 18 студентов заочного отделения.
2007 г. – проведена аттестация и аккредитация специальности «Логопедия»;
2008 г. – проведена аттестация и аккредитация специальности «Олигофренопедагогика». Создана кафедра методик дошкольного образования, которая в 2009 г. была преобразована в кафедру теории и методики дошкольного образования (зав. кафедрой - доктор педагогических наук, доцент М. Б. Кожанова). Декан Г. П. Захарова участвовала в работе круглого стола «Совершенствование законодательства в области обеспечения прав детей на доступное и качественное дошкольное образование», организованного Комитетом по вопросам семьи, женщин и детей Государственной Думы РФ пятого созыва;
2009 г. – сотрудничество с учреждением РАО «Институт коррекционной педагогики» Н.Н. Малофеев, директор, академик РАО, доктор педагогических наук, профессор; Е.А. Стребелева, главный научный сотрудник, доктор педагогических наук, профессор; Н.Д. Шматко, ведущий научный сотрудник, кандидат педагогических наук, доцент;
2010 г. – Г.П.Захарова- член жюри Первого Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России-2010 года»;
2011 г. – проведение Всероссийской научно-практической конференции «Организация инклюзивного образовательного пространства в условиях комплексной модернизации системы образования в Чувашской Республике»
2012 г. – первый выпуск специалистов по специальности «Домоведение» со специализацией «Управление в жилищно-коммунальном хозяйстве» - очное отделение - 25 студентов, заочное отделение – 14 студентов.
2013 г. - сотрудничество с ГБУН "Институт проблем передачи информации им. А.А. Харкевича РАН" - совместный проект: «Использование оптимизированных офтальмологических таблиц и растровых стереотестов для мониторинга негативного влияния факторов окружающей среды на состояние зрительных функций у детей младшего возраста». Декан Г.П. Захарова участвовала в работе "круглого стола" на тему «Частно-государственное партнерство в сфере дошкольного образования» в Совете Федерации по науке, образованию и культуре, где были представлены актуальные проблемы качества кадрового обеспечения и социальной поддержки педагогов дошкольного образования.
2014 г. - декан Г.П. Захарова приняла участие в заседании «круглого стола» по вопросам законодательного обеспечения инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в Комитете Совета Федерации по науке, образованию и культуре, а также в IX Международном Форуме «Внедрение европейских стандартов и рекомендаций в системы гарантий качества образования»на базе Международной промышленной академии (г. Москва).
2015 г. - кафедры дошкольной педагогики и теории и методики дошкольного образования и домоведения объединены в единую кафедру дошкольного образования и сервиса.
2014-2015 гг. - факультет стал соисполнителем двух федеральных инновационных проектов по апробации новых модулей основных профессиональных образовательных программ Московского педагогического государственного университета "Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата в рамках укрупненной группы специальностей "Образование и педагогика" по направлению подготовки "Психолого-педагогическое образование" и "Специальное (дефектологическое) образование" на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и дошкольного образования".
2016 г. - факультет снова становится соисполнителем нового федерального проекта «Внедрение компетентностного подхода при разработке и апробации основных профессиональных образовательных программ высшего образования по УГСН «Образование и педагогические науки» (уровень образования бакалавриат, магистратура и аспирантура, профиль «Педагог-дефектолог»)», который реализуется в формате сетевого взаимодействия с вузами-партнерами
2017 - 2019 гг. - реализация фундаментальной научно-исследовательской работы на тему «Моделирование системы оказания ранней комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья» (НИОКТР №АААА-А17-117033010087-5) в рамках государственного задания Министерства образования и науки Российской Федерации (Проект № 27.9732.2017/БЧ). Сумма финансирования - 379 тыс.руб. ежегодно. Цель работы: разработка и апробация региональной модели и межведомственной программы ранней комплексной помощи детям до 3-х лет с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях Чувашской Республики. Данный проект входит в план мероприятий по реализации на территории Чувашской Республики Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года.
23 февраля 2019 г. после тяжелой продолжительной болезни ушла из жизни бессменный декан факультета ЗАХАРОВА ГАЛИНА ПАВЛОВНА, заслуженный работник образования Чувашской Республики, доцент, кандидат педагогических наук, замечательный Учитель, талантливый руководитель, яркая творческая личность
май 2019 г. деканом факультета назначен доктор педагогических наук, доцент Игорь Владимирович Кожанов
Деканат
- Подробности
ИВАНОВА
НЕОНИЛА ВЯЧЕСЛАВОВНА
Декан факультета,
кандидат педагогических наук, доцент
АСТРАХАНЦЕВА
Татьяна Николаевна
заместитель декана по воспитательной работе
и социальным вопросам,
кандидат педагогических наук, доцент
ГУСЕВА
Татьяна Сергеевна
заместитель декана по учебной работе
и дополнительному образованию,
кандидат педагогических наук, доцент
СЕМЕНОВА
Татьяна Николаевна
заместитель декана по научной
и инновационной работе,
кандидат педагогических наук, доцент
Страница 2 из 2